Эгофутуризм
Направления в поэзии Серебрянного века Эгофутуризм

Эгофутуризм Эгофутуризм

Данное литературное направление возникло как ответвление от футуризма в 1910-х годах. Базируясь на принципах футуристического письма, его представители провозглашали рафинированность чувственного познания мира, применение новых иноязычных слов, себялюбие.

Истоки эгофутуризма восходят в 1909 году, когда И. Северянин объединил кружок поэтов Петербурга. Два годя спустя ему было дано название «Ego» и тогда же Северянин сам издал разослал по всем газетам небольшую брошюру под названием «Пролог (Эгофутуризм)». Другими членами группы были Константин Олимпов, Георгий Иванов, Стефан Петров (Грааль-Арельский), Павел Кокорин, Павел Широков, Иван Лукаш и другие. Создав таким образом общество эгофутуристов, его члены начинают издавать листовки и манифесты, которые были полны туманных эзотерических выражений. Стихотворения участники течения называли не иначе как «поэзы». Однако в скором времени первый состав эгофутуристов распался, а Северянин откололся от них и стал заниматься собственным поэтическим творчеством, обретя популярность в кругах символистов и более широкой публики.

Однако организовать и пропагандировать эгофутуризм стал 20-летний поэт Иван Игнатьев, основавший «Интуитивную Ассоциацию». Именно ему принадлежит создание не только поэтических произведений, но и написание теоретических положений эгофутуризма. В 1912 году его силами было основано первое издательство под названием «Петербургский глашатай», в котором и печаталась основная масса текстов эгофутуристов. Именно здесь были изданы книги Рюрика Ивнева, Вадима Шершеневича, Василиска Гнедова, Грааль-Арельского и самого Игнатьева.

Однако после самоубийств Игнатьева «Петербургский глашатай» прекращает свою деятельность. Основными эгофутуристическими издательствами становятся московский «Мезонин поэзии» Вадима Шершеневича и петроградский «Очарованный странник» Виктора Ховина.

В первое время своего существования эгофутуристы противопоставляли себя кубофутористам и по региональному признаку, и по эстетическому. Однако в 1914 году они вместе выступили в Крыму. В результате Северянин начинает свои кратковременные выступления с кубофутуристами. Однако вскоре после этого опять отмежевывается от этой группы.

В целом, эгофутуризм был явлением, которое долго не существовало, тем более что львиную долю внимания публики привлекла не группировка, а отмежевавшийся от нее Северянин. Большинство активных участников этого направления либо постепенно переходили в другие группы, либо прекращали заниматься литературной деятельностью.





Также на сайте: