Конструктивизм
Направления в поэзии Серебрянного века Конструктивизм

Конструктивизм Конструктивизм

Это литературное течение имело свои принципы и устойчивую стилистическую платформу, оно было самобытно и обладало определенным влиянием на умонастроение своих последователей. Именно это течение выдвинуло немало громких имен.

Между тем данное эстетическое мировосприятие не принято выделять в отдельное направление.

В основе течения конструирование действительности, создание простых лаконичных форм. Это особенно наглядно проявилось в архитектуре, сценографии, живописи. В поэзии конструктивизм делала упор на рациональность в противовес интуитивному постижению действительности и литературного материала в целом. Одной из особенностей конструктивизма было то, что течение не полемизировало с «внешними врагами», оно сосредоточилось на самом себе, на совершенствовании эстетической системы и принципов.

Как самостоятельная литературная группа конструктивисты появились в Москве весной 1922 года. Первоначально в нее вошли А. Чичерин, И. Сельвинский и критик К. Зелинский. Последний стал теоретиком группы. В начале своего существования конструктивисты декларировали исключительно формальные ценности: литературное произведение воспринималось как конструкция. Внимание акцентировалось на универсальности эстетических приемов, на их взаимодействии, а не на главенстве одного из них, определяющего своеобразие течения. Взаимодействие с окружающим миром строится на признании главенства технического прогресса и технической интеллигенции в нем.

Однако позднее конструктивисты решили раздвинуть ими же самими созданные узкие рамки и выдвинуть более детальное обоснование своей эстетической позиции. К сожалению, при этом методология течения была поставлена в зависимость от идеологии. Так как свою задачу конструктивизм видел в том, чтобы организовать коммунистический быт через создание конструктивного человека. Разумеется, на этой почве возникали и идейные нестыковки, в результате которых Чичерин покинул направление, а Сельвинский и Зелинский образовали вокруг себя различные группы литераторов. Б. Агапов, Дир Туманный (Н. Панов), В. Инбер, Е. Габрилович. В 1924 г. был организован Литературный центр конструктивистов (ЛЦК). Позднее в эту группировку вошли Н. Адуев, В. Луговской, А. Квятковский, В. Асмус, Э. Багрицкий, Н. Огнёв, Н. Ушаков, а также представители молодого литературного поколения: В. Гусев, Г. Кац, И. Колтунов, А. Кудрейко (Зеленяк), К. Митрейкин, Л. Лавров и др.

В целом же уход из сферы искусства в идеологическую область сослужил плохую службу конструктивистам. С другой стороны, в 1930-е усиливается критика конструктивистов в рядах теоретиков марксизма. Существующие группировки переформируются и возникает «Литературная бригада М. I», однако в декабре 1930 года она объявила о самороспуске.





Также на сайте: