Символизм
Направления в поэзии Серебрянного века Символизм

Символизм Символизм

Символизм направление в искусстве, которое зародилось во Франции 60 - начале 70-х гг. XIX века. Поначалу оно было введено в обиход литераторами, но некоторое время спустя стало восприниматься как новый вид эстетики, проникший в живопись, изобразительное, музыкальное и театральное искусство. Оно распространилось даже на такие области знания, как философия, религия, мифология. Одними из наиболее часто отражаемых тем для символистов стали смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Были популярны сюжеты из Евангелия, а также античные сюжеты.

Эстетические основы направления были заложены такими литературными деятелями, как А. Рембо, С. Малларме, П. Верлен, К. Гамсун, М. Метерлинк, Э. Верхарн, О. Уайльд, Г. Ибсен, Р. Рильке и др. Символизм как течение было воспринято культурами многих западноевропейских стран.

Прежде всего, в эстетическом плане символизм обращается к сфере духовного, внутренних переживаний и озарений. Основу эстетической концепции символизма составляет представление о наличии за миром чувственно воспринимаемого и видимого иного мира, который этот лишь смутно отражает. Творческий акт приближает человека к пониманию того мира, скрытого. Наступает как бы прозрение.

В Россию символизм пришел в начале XX вв. Его основоположником на русской почве стал поэт и философ В. Соловьев. Именно его идеи о Душе Мира, Вечной Женственности, Красоте были восприняты русскими символистами. Именно в его произведениях наметились основные черты символизма как литературно - философского направления.

Окончательно оформилось новое направление и получило название «символизм» после выхода в свет книги стихотворений Д. Мережковского "Символы " и собрания стихотворений "Русские символисты", три выпуска которого были инициированы Брюсовым. Большей частью последние книги состояли из стихотворений поэта.

Цельное направление русского символизма по-разному воспринимали поэты, художники, философы, наделяя его своим уникальным видением мира. Мрачная поэзия Ф. Сологуба, яркая К. Бальмонта, мистико-религиозное понимание символа у Иванова и Белого…

Основными печатными изданиями русских символистов были журналы под названиями «Весы» и «Золотое руно». Первый выходил в издательстве «Мусагет», второй в издательстве «Скорпион».

В русском символизме традиционно разделение представителей символизма на «старших» и «младших». Поэты старшего поколения отразили общеевропейские черты направления. Это были Д. Мережковский, З. Гиппиус, В. Брюсов, К. Бальмонт, Ф. Сологуб. Поэты младшего поколения воплощали в своем творчестве мистические идеи. К ним относились А. Блок, А. Белый, В. Иванов, И. Анненский.





Также на сайте: